САВИН

САВИН – это древний памятник, подлинная история которого  еще не раскрыта.

«  В пойме реки Тобол найдено возвышение (350 * 60), возвышение окружено заболоченной старицей, издавна вызывало страх у населения ближайших деревень. Но любопытство оказалось сильнее страха. В начале 80-х годов местный житель Василий Бабушкин посетил запретное место и нашел там керамику и изделия из камня. Находки были переданы в областной краеведческий музей. В ходе первых раскопок, стало понятно, что в этом месте располагалось культовое сооружение, святилище.

Сооружение святилища представляло собой два соприкасающихся круга 14 и 16  метров, очерченных рвами шириной до 1,5  метров,  напоминающую  восьмерку. Во рвах, вокруг кругов и в центре находилось более 100 ям, в которых как предположили ученые, когда-то стояли столбы. В таком же порядке располагались кострища и ямы, заполненные костями животных вперемешку с черепами и каменными орудиями.

Были проведены масштабные археологические и астрономические расчеты. Выяснилось, что столбы и скопления находок привязаны к конкретным солнечным и лунным ориентирам, возникли весомые основания утверждать, что Савин – древняя  обсерватория, подобная Стоунхенджу и относящая к тому же времени.

В 1997 году была организована новая экспедиция к Савину. Задача экспедиции состояла в том, попытаться максимально приблизиться к условиям и методам наблюдения за солнцем и луной, практиковавшимся во времена функционирования этого святилища. С тех же точек что и в древние времена, наблюдали восходы и заходы солнца и луны, в дни, близкие к летнему солнцестоянию. Прослеживали работу солнечных часов, стараясь понять, что и как происходило здесь 4500 лет тому назад. Два земляных вала, которые указывали направления восхода солнца в дни равноденствий. Эти валы были сооружены на более поздних этапах существования святилища для получения более точных, устойчивых и заметных линий визирования.

Савин был не только святилищем, но и обсерваторией. Савин- дедушка памятников типа Аркаима  ( Челяб. обл.), он моложе Савина на тысячу лет.

Архитектурная особенность – кольцевая планировка – прослеживается на памятниках культового характера в разных культурах. В Шумере, Бактрии, Хорезме сооружались храмы астрального культа с круговой планировкой. Такие памятники рассматриваются  исследователями не только как святилища, но и как обсерватории – календари.

У славян существовали языческие капища с круговой планировкой (К.Рерих «Идолы»). Выделяются большие культовые центры, священные места вокруг поселка, святилища вокруг него и в жилище одной семьи. Наиболее известным – святилище Перуна в урочище Перынь под Новгородом, сакральный комплекс  около Старой Рязани, святилища Благовещенская гора на Десне вблизи  Вщижа, в Ржавинском лесу на Северной Буковине и других местах обнаружены культовые сооружения, получившие название «болотные городища».

В эпоху энеолита в лесостепном Притоболье, прослеживается влияние энеолитических культур Волго -  Уральского междуречья, корни которых связываются с индоиранским населением. В планировке этих памятников усматривается индоеврапейская символика – мандала.»

савин